Пресс-центр

Обзор сектора МСБ в стране и столице до ситуации с пандемией

Сегодня малый и средний бизнес напрямую влияет на экономическое развитие государства, от его развития зависят решение проблем занятости населения, создание новых рабочих мест, наполнение внутреннего рынка отечественными товарами и формирование конкурентной среды.

Как известно, в странах с высоким уровнем развития доля МСП в ВВП составляет около половины, исходя из общей занятости населения. Они практически заполняют все сектора экономики. Италия – 68%, Финляндия – 60%, США – 56%, Турция – 56%, Япония – 56%, Китай – 55%, Россия – 20%.

Однако пандемия внесла свои коррективы и не обошла стороной МСБ, негативно повлияв на развитии этого сектора во всех странах. Согласно анализу KPMG пандемия коронавируса сказалась на цепочке поставок сырья, услуг и товаров практически во всех ключевых секторах экономики Казахстана, в том числе в продуктовой и непродуктовой розничной торговле, недвижимости, сегменте HoReCa. Так, 66% опрошенных компаний в секторе непродовольственной розничной торговли заморозили планы по расширению, остальные будут реализовывать проекты в рамках сниженного бюджета и эконом-формата.

Согласно отчету о состоянии малого бизнеса, в США 31% малых предприятий и 52% частных предприятий прекратили свою деятельность в результате кризиса.

Однако есть и те, которые активно развиваются. Пятый ежегодный список малых гигантов Forbes определил 25 компаний в сфере малого бизнеса, которые показали свою активность и сохранили рентабельность в период пандемии. Среди них, следующие:

1. Компания «Kiolbassa Smoked Meats’», проект «Производство копченого мяса», доход в 2019 году 91 млн. долл. США. Выручка Kiolbassa Smoked Meats выросла на 460% за последние 11 лет.

2. Компания «Camp Gladiator», проект «Национальный фитнес-лагерь», доход в 2019 году 60 млн. долл.

Компания «Camp Gladiator» выпустила 6-недельный виртуальный тренинг за 39 долларов (личное членство обычно стоит от 59 до 79 долларов в месяц). Посещаемость занятий выросла с 4 000 до почти 10 000 тренировок на открытом воздухе в неделю в программе Zoom. Компания сохранила 97% своей клиентской базы, составляющей почти 80 000 человек, и приобрела дополнительно 20 000 клиентов и 700 000 долларов США. Компания планирует поддерживать свои виртуальные предложения в течение длительного времени и нанимает новых тренеров, многие из которых недавно были уволены из других фитнес-компаний.

3. Компания «Armor Protective Packaging», производство антикоррозийных продуктов, доход в 2019 году 20 млн. долл. США.

Компания помогает клиентам в борьбе с ржавчиной с помощью своей линейки антикоррозийных продуктов и запатентованной нанотехнологии, предотвращающей пароводяную коррозию, которая покрывает металл защитным слоем ультратонких ионов.

4. Сеть мексиканских пекарен «La Monarca Bakery & Café», доход в 2019 году 15 млн. долл. США.

5. Компания «Cohen Architectural Woodworking», проект по деревооброботке, доход компании в 2019 году 12,5 млн. долл. США.

6. Компания «Consuela», проект по производству сумок и аксессуаров, доход в 2019 году 12 млн. долл. США.

Компания «Consuela» продает свои товары из двух магазинов в Остине, в штате Техас, а также через Интернет и в 800 розничных магазинах по всей стране.

Вместе с тем, в Казахстане выросло количество электронных платежей, более 75%. Увеличился спрос на услуги компаний по онлайн-доставке. Отрасль связи показала рост за первый квартал 2020 года на 17,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Возможно данный рост связан с необходимостью перехода многих клиентов на удаленный режим работы и онлайн-взаимодействие.

Astana Invest подготовлен короткий обзор сектора МСБ в стране и столице до ситуации с пандемией.

Если вкратце:

В 2019 году г. Нур-Султан лидер в стране по доле МСП в ВРП города - 57,9%.

Всего было выпущено продукции субъектами МСП г. Нур-Султана на сумму 5,9 трлн. тенге, заняв вторую позицию после Алматы (8 трлн. тенге).

Численность занятых в МСП составляет 379 799 человек.

В целом по Казахстану объем выпуска продукции составил 31 трлн. тенге. г. Нурсултан занимает 3 место среди регионов Казахстана по количеству действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (рис. 2), а по динамике роста МСБ в сравнении с прошлым годом уступает только г. Шымкенту (г. Нур-Султан – 107,8%, г. Шымкент – 107,9%). За последние 5 лет количество МСП в городе выросло на 36%.

Наибольшее количество предпринимателей города занято в сфере оптовой и розничной торговли и строительства.

Малые предприятия являются главными инвесторами города, инвестиции которых в 2019 году составили 81% от общего объема инвестиций (крупный бизнес – 11,5%, средний бизнес – 7,5%).

 

Источники:

1. Исследование KPMG «Влияние COVID-19 на ключевые сектора экономики Казахстана», май 2020 г.;

2. Комитет по статистике МНЭ РК;

3. Онлайн издание Forbes.com, Forbes Kazakhstan.