В соответствии с п. 2 ст. 151-1 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – «НК»), при осуществлении деятельности на территории СЭЗ Астаны ее участник освобождается от уплаты земельного налога, платы за пользование земельными участками (сроком до 10 лет).
После истечения 10 лет сумма платы за пользование земельным участком будет исчисляться на основании договора временного возмездного землепользования, заключенного с местным исполнительным органом или администрацией СЭЗ, с соблюдением требований, предусмотренных налоговым законодательством РК. Ежегодные суммы платы устанавливаются в расчетах, составляемых местным исполнительным органом или администрацией СЭЗ. Расчеты суммы платы пересматриваются местным исполнительным органом или администрацией СЭЗ в случаях изменения условий договора аренды земли, а также порядка исчисления земельного налога, установленного НК. Размер платы, подлежащей уплате за налоговый период, определяется исходя из ставок платы, указанных в расчетах, и периода пользования в налоговом периоде земельным участком. Размер платы устанавливается не ниже размеров сумм земельного налога, исчисленного по данному земельному участку в соответствии с НК.

В соответствии со ст. 8 Закона РК № 469-IV ЗРК от 21 июля 2011 г. «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» (далее – «Закон о спецзонах») способ получения земельного участка зависит от того, кому принадлежит земельный участок, на котором создана специальная экономическая зона (далее – «СЭЗ»). Так, если СЭЗ создана на земельных участках, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, либо на земельных участках, принудительно отчужденных у собственников земельных участков и землепользователей для государственных нужд, то такие земельные участки могут быть предоставлены участнику СЭЗ только во временное землепользование на срок создания СЭЗ, как в случае с СЭЗ «Астана-новый город».

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут быть предоставлены участнику СЭЗ во временное возмездное землепользование на срок создания СЭЗ.
Так, СЭЗ «Астана – новый город» (далее – «СЭЗ Астаны») создана до 2027 г. Срок аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, не ограничен и зависит от условий договора между арендодателем и арендатором.
Согласно п. 3 ст. 16 Закона о спецзонах, после упразднения СЭЗ ее участники и лица, осуществлявшие вспомогательные виды деятельности, арендовавшие земельные участки на территории СЭЗ, при продаже этих земельных участков имеют право покупки в порядке, установленном земельным законодательством РК.

Предоставление права арендовать участок, находящийся в государственной собственности, производится в следующей последовательности:
1) принятие к рассмотрению заявления о предоставлении права временного возмездного землепользования на земельный участок;
2) определение возможности использования испрашиваемого земельного участка по
заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием;
3) предварительный выбор земельного участка (при испрашивании земельного участка для строительства объектов);
4) подготовка заключения комиссией, создаваемой соответствующими местными исполнительными органами, о предоставлении земельного участка;
5) разработка и утверждение землеустроительного проекта;
6) принятие решения местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, о предоставлении права временного землепользования на земельный участок;
7) заключение договора временного возмездного землепользования;
8) установление границ земельного участка на местности;
9) изготовление и выдача идентификационного документа на земельный участок.
Участники СЭЗ обязаны использовать землю в соответствии с договором аренды, включая то, для каких целей она может использоваться.

В соответствии с п. 4 ст. 37 Земельного кодекса РК при продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан для продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, когда арендуемый земельный участок приобретается собственниками зданий, строений и сооружений.
Следовательно, если после упразднения СЭЗ государство решит продать земельный участок, который ранее был передан во временное землепользование участнику СЭЗ, то государство обязано будет сначала предложить купить участок такому участнику СЭЗ. И только в случае отказа участника СЭЗ приобрести участок государство получит право реализовать земельный участок в пользу третьего лица.

В соответствии с п. 1 ст. 52 Земельного кодекса РК право собственности на здания (строения, сооружения) влечет за собой в установленном законодательством порядке право собственности на земельный участок, который занят указанными зданиями (строениями, сооружениями), кроме случаев, предусмотренных Земельным кодексом РК. Указанные права неотделимы друг от друга. Однако, согласно п. 6 ст. 52 Земельного кодекса, в тех случаях, когда временный землепользователь приобретает право собственности на возведенные на земельном участке с разрешения собственника земельного участка и при наличии согласований соответствующих служб здания (строения, сооружения), по истечении срока договора земельный участок подлежит возврату. Соглашением сторон может быть установлен иной порядок реализации прав собственника зданий (строений, сооружений), возведенных на чужом земельном участке.
Учитывая изложенное, во избежание потенциальных споров участнику СЭЗ рекомендуется в договоре аренды земельного участка закрепить условие о том, что арендодатель обязуется продать участок арендатору, если за время аренды арендатор построит на участке здание и получит право собственности на него.
В нашей практике не было случаев, когда государство, предоставив землю для строительства на нем определенного объекта, затем отказывалось продать земельный участок собственнику построенного объекта (землепользователю). При этом цена земельного участка при реализации указывалась в договоре аренды.

Порядок оформления земельного участка на территории Индустриального парка города Астаны следующий:
1. Согласно п.п. 1, п. 1 ст. 43 Земельного кодекса Республики Казахстан заявителю необходимо обратиться с ходатайством на имя акима города Астаны о предоставлении земельного участка на территории Индустриального парка СЭЗ «Астана – новый город».
2. Затем согласно ст. 9 и 10 закона Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» от 21 июля 2011 года № 469-IV предоставить документы в Управление администрирования СЭЗ «Астана – новый город». 3. После чего проект будет рассмотрен на заседании Координационного совета пилотного кластера «Строительные материалы».
4. При положительном решении земельный участок будет оформлен в соответствии с земельным законодательством РК.
5. После оформления прав на земельный участок, заявитель заключает договор с Управлением администрирования СЭЗ «Астана-новый город».

Отдельные виды деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании. Физические и юридические лица для осуществления проектной деятельности и строительно-монтажных работ в сфере архитектуры, градостроительства и строительства делятся на следующие категории:
I категория - осуществляют деятельность, указанную в настоящем пункте, на объектах всех уровней ответственности в рамках имеющейся лицензии;
II категория - осуществляют деятельность, указанную в настоящем пункте, на объектах второго и третьего уровней ответственности, а также работы на объектах первого уровня ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда;
III категория - осуществляют деятельность, указанную в настоящем пункте, на объектах второго технически несложного и третьего уровней ответственности, а также работы на объектах первого и второго уровней ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда.
Отнесение физических и юридических лиц к определенной категории осуществляется лицензиаром при выдаче лицензии в соответствии с квалификационными требованиями (утверждены Постановлением Правительства РК № 89 от 05.02.2013 г. «О некоторых вопросах лицензирования деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства»), предъявляемыми к проектной деятельности и строительно-монтажным работам в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, и указывается в особых условиях действия лицензии.
Лицензирование работ в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.

Согласно Закону РК № 214-III от 11 января 2007 г. «О лицензировании», наличие лицензии требуется для осуществления следующих строительно-монтажных работ:
специальные работы в грунтах, в том числе:
• устройство оснований;
• буровые работы в грунте;
• подводно-технические работы и работы на морском шельфе;
• возведение несущих и (или) ограждающих конструкций зданий и сооружений (в том числе мостов, транспортных эстакад, тоннелей и путепроводов, иных искусственных строений), включающее капитальный ремонт и реконструкцию объектов, в том числе:
• монтаж металлических конструкций;
• монтаж строительных конструкций башенного и мачтового типа, дымовых труб;
• монтаж несущих конструкций мостов и мостовых переходов;
• гидротехнические и селезащитные сооружения, плотины, дамбы;
• дымовые трубы, силосные сооружения, градирни, надшахтные копры;
• горнопроходческие и тоннельные работы, устройство противофильтрационных завес;
• монтаж строительных конструкций подъемных сооружений (лифтов, эскалаторов, шахтных копров и подъемников, канатных дорог и других конструкций подъемных сооружений);
• устройство монолитных, а также монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций, кладка штучных элементов стен и перегородок и заполнение проемов;
• кровельные работы;
• специальные строительные и монтажные работы по прокладке линейных сооружений, включающие капитальный ремонт и реконструкцию, в том числе:
стальных резервуаров (емкостей), работающих под давлением либо предназначенных для хранения взрывопожароопасных или иных опасных (вредных) жидких или газообразных веществ;
промысловых и магистральных сетей нефтепроводов, газопроводов, а также магистраль-ных сетей нефтепродуктопроводов;
магистральных линий электропередачи с напряжением до 35 кВ и до 110 кВ и выше;
общереспубликанских и международных линий связи и телекоммуникаций;
устройство инженерных сетей и систем, включающее капитальный ремонт и реконструкцию, в том числе:
сетей электроснабжения железнодорожных путей сообщения, сетей
электроснабжения и электроосвещения предприятий воздушного транспорта;
сетей газоснабжения высокого и среднего давления, бытового и производственного газоснабжения низкого давления, внутренних систем газоснабжения;
сетей холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, централизованной канализации бытовых, производственных и ливневых стоков, устройства внутренних систем водопровода, отопления и канализации;
сетей электроснабжения и устройства наружного электроосвещения, внутренних систем электроосвещения и электроотопления;
строительство автомобильных и железных дорог, включающее капитальный ремонт и реконструкцию, в том числе:
основания и верхние строения железнодорожных путей;
основания и покрытия, защитные сооружения и обустройство автомобильных дорог I и II технической категории, а также внутригородских магистральных дорог скоростного и регулируемого движения, проезжей части магистральных улиц общегородского значения непрерывного и регулируемого движения;
основания и покрытия, защитные сооружения и обустройство автомобильных дорог III, IV и V технической категории, а также проезжей части улиц населенных пунктов, не являющихся магистральными;
основания и покрытия взлетно-посадочных полос аэродромов и вертолетных площадок;
монтаж технологического оборудования, пусконаладочные работы, связанные с:
гидротехническими и мелиоративными сооружениями;
производством строительных материалов, изделий и конструкций;
объектами театрально-зрелищного, образовательного, спортивного назначения;
связью, противоаварийной защитой, системой контроля и сигнализации, блокировкой на транспорте, объектах электроэнергетики и водоснабжения, иных объектах жизнеобеспечения, а также приборами учета и контроля производственного назначения.

Лицензия выдается лицензиаром не позднее 15 рабочих дней со дня представления заявления с соответствующими документами. Основными документами, подаваемыми для получения лицензии на строительные работы, являются документы, которыми подтверждается соответствие квалификационным требованиям.

В связи с чем, для получения земельного участка, лицензий и разрешений заявителю необходимо самостоятельно обращаться с письменным заявлением в соответствующие государственные органы.

Решение о предоставлении земельного участка на территории Индустриального парка, принимается земельной комиссией согласно Правилам застройки территории города Астаны, утвержденные решением маслихата города Астаны от 3 марта 2011 года № 432/58-IV.
При этом, в настоящее время 90% территории индустриального парка 1 занято под реализацию инвестиционных проектов, при выделении земельные участка учитывается площадь необходимая инвестору для реализации проекта и имеющиеся свободные участки.