Инвестору

Под государственно-частным партнерством понимается форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, направленных на реализацию проектов, на условиях сбалансированного распределения прав и обязанностей, рисков, затрат и выгод.

Высокий интерес к государственно-частному партнерству, с его различными схемами и механизмами применения определяется тем, что позволяет более эффективно применять государственными ресурсы и возможности, частично высвободить государственные ресурсы и возможности для других проектов и предлагают условия для государственных учреждений, позволяющие достичь лучшего соотношения цены и качества за счет улучшения распределения рисков, инноваций, улучшения использования активов и методов управления.

Так например, преимуществами при реализации проекта через механизм ГЧП являются:

  1. Долгосрочный контракт. Основным признаком ГЧП является реализация проекта на среднесрочным или долгосрочном горизонте (от 3 до 30 лет в зависимости от особенностей проекта ГЧП), что дает большую маневренность в ведении деятельности как для бизнеса так и для государства. Государство не теряет транзакционные издержки, как было бы в случае проведения ежегодных государственных закупок, а бизнес может планировать деятельность от трех лет, что с учетом высокой доли неопределенности в экономике является сравнительным преимщуеством перед конкурентами.
  2. Повышение качества предоставляемых товаров, работ и услуг. Зарубежный опыт реализации проектов ГЧП свидетельствует о том, что качество предоставляемых в рамках ГЧП услуг выше, нежели при реализации устоявшейся модели государственных закупок. Частный сектор, мотивирован на получение сверх прибыли, за счет гибкости структуры, скорости принятия решений, а также простоты управления. Все эти качества частного партнера сохраняются в ГЧП, что позволяет улучшить качество предоставляемых государственных услуг, за счет внедрения частного управленца. Тогда как, зачастую в случае реализации проекта через государственные закупки, у частного поставщика единственным рычагом влияния на проект является цена, и при конкурсных процедурах выигрывает поставщик с наименьшей ценой в ущерб качеству.
  3. Сбалансированное распределение рисков. Оптимальное распределение рисков — главный принцип любой схемы ГЧП. Оптимальность распределения рисков означает, что определенные риски, которые более экономически эффективно управляются субъектами государственного сектора, относятся на счет государственного партнера, а иные риски, более эффективно управляемые субъектами частного сектора, относятся на счет частного партнера (вплоть до полного перекладывания рисков на частный сектор). Например, риски, связанные с планированием, лучше управляются государственными органами, в то время как операционные риски могут быть лучше управляемы частными лицами. Это гарантирует, что риски проекта должны обрабатываться наиболее компетентными в этом сторонами, тем самым снижается стоимость проекта и нивелируются сами риски. Тогда как при государственных закупках, до заключения контракта риски несет государственный партнер, а после поставщик, предоставляющие товары, работы и услуги.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что в зависимости от масштабности и трудоёмкости поставленных целей и задач перед государством, государственные органы самостоятельно определяют в каких случаях применять те или иные инструменты осуществления и предоставления государственных услуг.