О государственно-частном партнерстве

О государственно-частном партнерстве

Инвестиции играют важную роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. В настоящее время приоритетным способом привлечения инвестиций, как для акимата города Астаны, так и для Республики в целом является механизм государственно-частного партнерства. Основным инструментом реализации проектов мы видим частные инвестиции по механизму ГЧП.

В большинстве случаев реализация ГЧП проектов предполагает финансирование, создание, эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения за счет средств частного сектора, c применением государственной поддержки, в том числе предоставлением земельных участков, компенсаций инвестиционных затрат и иных видов финансовой поддержки.

В целях привлечения инвесторов к реализации инвестиционных проектов и взаимовыгодному сотрудничеству при акимате г. Астаны действует Центр государственно-частного партнерства Городского центра развития инвестиций «Astana Invest», который в рамках своей деятельности осуществляет консультативное сопровождение городских проектов ГЧП.

В функции Центра ГЧП входит:

разработка всей необходимой документации согласно законодательству о ГЧП (финансовая модель, конкурсная документация, проект договора ГЧП); 

оказание консультационных услуг в переговорном процессе комиссии по ГЧП с участником конкурса;

сопровождение проектов до заключения договора между акиматом и частным партнером; 

поиск частных партнеров (инвесторов);

проведение круглых столов и семинаров по вопросам ГЧП.

Нормативно правовые акты в сфере ГЧП

  • Закон РК от 31 октября 2015 года № 379-V ЗРК «О государственно-частном партнерстве»
    http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000379
     
  • Закон РК от 7 июля 2006 года № 167 «О концессиях»
    http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z060000167
     
  • Приказ и.о. Министра национальной экономики РК от 25 ноября 2015 года № 725 «О некоторых вопросах планирования и реализации проектов ГЧП»
    http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500012717
     
  • Приказ Министра национальной экономики РК от 22 декабря 2014 года № 157 «О некоторых вопросах планирования и реализации концессионных проектов»
    http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1400010122
     
  • Приказ и.о. Министра национальной экономики РК от 25 ноября 2015 года № 713 «Об утверждении Правил приема объектов государственно-частного партнерства в государственную собственность»
    http://adilet.zan.kz/rus/docs/V150001248
     
  • Приказ Министра финансов РК от 30 декабря 2008 года № 642 «Об утверждении Правил приема объектов концессии в государственную собственность»
    http://adilet.zan.kz/rus/docs/V080005534
     
  • Приказ и.о. Министра национальной экономики от 25 ноября 2015 года № 724 «Об утверждении типовой конкурсной документации проекта государственно-частного партнерства и типового договора государственно-частного партнерства по способам осуществления государственно-частного партнерства в отдельных отраслях (сферах) экономики»
    http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500012495
     
  • Приказ Министра национальной экономики от 27 марта 2015 года № 277 «Об утверждении Типового договора концессии в различных отраслях (сферах) экономики»
    http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500010984
     
  • Приказ Министра национальной экономики РК от 26 ноября 2015 года № 731 «Об утверждении Методики определения лимитов государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств, Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов»
    http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500012426
     
  • Кодекс РК от 4 декабря 2008 года № 95-IV «Бюджетный кодекс Республики Казахстан»
    http://adilet.zan.kz/rus/docs/K080000095
     
  • Приказ Министра финансов РК от 4 декабря 2014 года № 540 «Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания»
    http://adilet.zan.kz/rus/docs/V14E0009934

Проекты ГЧП

2018-10-18
Акимат Астаны в поиске инвесторов для реализации проектов государственно-частного партнерства

Акимат города Астаны в целях привлечения потенциальных частных партнеров приглашает к обсуждению (конкурентному диалогу) проектов в г. Астане в сфере образования с применением механизма ГЧП:

  • передача в доверительное управление госудаственных школ со строительством пристроек (или нового объекта);
  • обеспечение школьного питания в образовательных учреждениях (школы, детские сады).

Конкурентный диалог организуется для формирования оптимальных решений по техническим, финансовым, юридическим и иным необходимым параметрам проектов с учетом потребностей и возможностей каждого из заинтересованных потенциальных частных партнеров.

*Детальную информацию можно получить в Городском Центре Развития Инвестиций «ASTANA INVEST» по телефону 8 (7172) 64 72 12, 8 (775) 474 47 77 - Асхат Шарипов.


2018-08-29
Акимат объявляет конкурс по выбору частного партнера по проекту «Передача в доверительное управление Государственного коммунального казенного предприятия «Гуманитарный колледж» Управления образования г.Астаны» 

29 августа 2018 г. Акимат г. Астаны, в лице ГУ «Управление образования г. Астаны» объявляет о проведении конкурса по выбору частного партнера по проекту «Передача в доверительное управление Государственного коммунального казенного предприятия «Гуманитарный колледж» Управления образования г. Астаны».

Объекты проекта ГЧП:

  • Объект ГЧП №1 – имущественный комплекс (земельный участок и расположенные на нем здания учебного корпуса и общежития Государственного коммунального казенного предприятия «Гуманитарный колледж» Управления образования города Астаны»);
  • Объект ГЧП №2 - планируемый к строительству новый учебный корпус на 1000 мест, при этом возможна эксплуатация здания, находящегося на праве собственности у частного партнера.

К конкурсам допускаются все потенциальные участники, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в ст. 32 Закона РК «О государственно-частном партнерстве» и конкурсной документации по выбору частного партнера.

Перечень необходимых документов и требования к потенциальным участникам для участия и предоставления организатору конкурса, указаны в конкурсной документации.

Пакет копии конкурсной документации можно получить с 8-30 до 13-00 часов и с 14-30 до 18-00 по адресу: г. Астана, ул. Кошкарбаева 1/2, каб. 302, ТОО «Городской Центр Развития Инвестиций «ASTANA INVEST» с момента опубликования настоящего объявления о проведении конкурса.

Пакет копии конкурсной документации предоставляется бесплатно.

Конкурсные заявки на участие в конкурсе, а также документы для квалификационного отбора, запечатанные в конверты, представляются потенциальными участниками нарочным в ГУ «Управление образования г. Астаны» по адресу: г. Астана, ул. Бейбитшилик 11, кабинет № 119.

Срок представления документов, подтверждающих соответствие потенциального частного партнера предъявляемым квалификационным требованиям – до 15.00 часов включительно по времени г. Астаны 18 сентября 2018 г.

Окончательный срок представления конкурсных заявок на участие в конкурсе – до 13.00 часов включительно по времени г. Астаны 3 октября 2018 г.

Вскрытие конвертов с конкурсными заявками будет осуществлено в 15.00 часов по времени г.Астаны 3 октября  2018 г., в ГУ «Управление образования г. Астаны».

*Справочную информацию можно получить в ТОО «Городской Центр Развития Инвестиций «ASTANA INVEST» по телефону 8 (7172) 64 72 07, +77052925719.


2018-06-22
Акимат объявляет о проведении конкурса по выбору частного партнера по проекту государственно-частного партнерства «Создание и эксплуатация умного уличного освещения в городе Астане»

22 июня 2018 г. Акимат г. Астаны, в лице ГУ «Управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства г. Астаны» объявляет о проведении конкурса по выбору частного партнеро по проекту государственно-частного партнерства «Создание и эксплуатация умного уличного освещения в городе Астане».

Объект проекта ГЧП:

  • Система умного уличного освещения в городе Астане, создание и эксплуатация которой предусматривается конкурсной документацией.

К конкурсу допускаются все потенциальные участники, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в ст. 32 Закона РК «О государственно-частном партнерстве» и конкурсной документации по выбору частного партнера.

Перечень необходимых документов и требования к потенциальным участникам для участия и предоставления организатору конкурса, указаны в конкурсной документации.

Пакет копии конкурсной документации можно получить с 8-30 до 13-00 часов и с 14-30 до 18-00 по адресу: г.Астана, ул. Кошкарбаева 1/2, каб. 302, ТОО «Городской Центр Развития Инвестиций «ASTANA INVEST» с момента опубликования настоящего объявления о проведении конкурса.

Пакет копии конкурсной документации предоставляется бесплатно.

Конкурсные заявки на участие в конкурсе, а также документы для квалификационного отбора, запечатанные в конверты, представляются потенциальными участниками нарочным в ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Астаны» по адресу: г. Астана, ул.Бейбитшилик 11, кабинет № 611.

Срок представления документов, подтверждающих соответствие потенциального частного партнера предъявляемым квалификационным требованиям – до 15.00 часов включительно по времени г.Астаны 13 июля 2018 г.

Окончательный срок представления конкурсных заявок на участие в конкурсе – до 11.00 часов включительно по времени г. Астаны 31 июля 2018 г.

Вскрытие конвертов с конкурсными заявками будет осуществлено в 15.00 часов по времени г.Астаны 31 июля 2018г., в ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Астаны».

*Справочную информацию можно получить в ТОО «Городской Центр Развития Инвестиций «ASTANA INVEST» по телефону: 8 (7172) 64 72 07, +77052925719.

Виды инициатив в ГЧП (ЧФИ)

Многие знают и понимают, что такое ГЧП, какие бывают формы и виды контрактов ГЧП, но не все знают, что существует два вида инициатив: государственная и частная финансовая инициатива (ЧФИ).

В чем же заключается отличие данных инициатив: государственная инициатива - это тот случай, когда государственный партнер инициирует проект ГЧП, готовит всю необходимую документацию для проведения конкурса и выбора частного партнера.

ЧФИ является инициативой потенциального частного партнера (ПЧП) и им же готовиться соответствующий бизнес-план. Согласно законодательству ГЧП, определение частного партнера на основании прямых переговоров (ЧФИ) осуществляется в порядке и применяется в случаях, когда:

1) проект ГЧП инициирован ПЧП в отношении объекта, находящегося у него на правах собственности или долгосрочной аренды;
2) проект ГЧП неразрывно связан с реализацией исключительных прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности, принадлежащих ПЧП.

В городе Астана таким примером может служить ряд проектов: «Фотовидеофиксация АПК «Сергек», «Транспортное обслуживание Акимата города Астаны», «Платное парковочное пространство города Астаны» и другие.

Суть ЧФИ заключается в том, что ПЧП разработав бизне-план согласно законодательству ГЧП вносит его на рассмотрение в Акимат города Астаны. В свою очередь, отраслевое управление Акимата города Астаны, расммотрев либо соглашается, либо вносит ряд корректировок путем предоставления соответствующего заключения.

При этом, для соблюдения конкурентной среды вывешивается извещение с основными технико-экономическими параметрами проекта. В случае отсутствия альтернативных предложений, государственный партнер и ПЧП переходят на прямые переговоры.

Преимущества ГЧП перед государственными закупками

Под государственно-частным партнерством понимается форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, направленных на реализацию проектов, на условиях сбалансированного распределения прав и обязанностей, рисков, затрат и выгод.

Высокий интерес с государственно-частному партнерсвту, с его различными схемами и механизмами применения определяется тем, что позволяет более эффективно применять государственными ресурсы и возможности, частично высвободить государственные ресурсы и возможности для других проектов и предлагают условия для государственных учреждений, позволяющие достичь лучшего соотношения цены и качества за счет улучшения распределения рисков, инноваций, улучшения использования активов и методов управления.

Так например, преимуществами при реализации проекта через механизм ГЧП являются:

  1. Долгосрочный контракт. Основным признаком ГЧП является реализация проекта на среднесрочным или долгосрочном горизонте (от 3 до 30 лет в зависимости от особенностей проекта ГЧП), что дает большую маневренность в ведении деятельности как для бизнеса так и для государства. Государство не теряет транзакционные издержки, как было бы в случае проведения ежегодных государственных закупок, а бизнес может планировать деятельность от трех лет, что с учетом высокой доли неопределенности в экономике является сравнительным преимщуеством перед конкурентами.
  2. Повышение качества предоставляемых товаров, работ и услуг. Зарубежный опыт реализации проектов ГЧП свидетельствует о том, что качество предоставляемых в рамках ГЧП услуг выше, нежели при реализации устоявшейся модели государственных закупок. Частный сектор, мотивирован на получение сверх прибыли, за счет гибкости структуры, скорости принятия решений, а также простоты управления. Все эти качества частного партнера сохраняются в ГЧП, что позволяет улучшить качество предоставляемых государственных услуг, за счет внедрения частного управленца. Тогда как, зачастую в случае реализации проекта через государственные закупки, у частного поставщика единственным рычагом влияния на проект является цена, и при конкурсных процедурах выигрывает поставщик с наименьшей ценой в ущерб качеству.
  3. Сбалансированное распределение рисков. Оптимальное распределение рисков — главный принцип любой схемы ГЧП. Оптимальность распределения рисков означает, что определенные риски, которые более экономически эффективно управляются субъектами государственного сектора, относятся на счет государственного партнера, а иные риски, более эффективно управляемые субъектами частного сектора, относятся на счет частного партнера (вплоть до полного перекладывания рисков на частный сектор). Например, риски, связанные с планированием, лучше управляются государственными органами, в то время как операционные риски могут быть лучше управляемы частными лицами. Это гарантирует, что риски проекта должны обрабатываться наиболее компетентными в этом сторонами, тем самым снижается стоимость проекта и нивелируются сами риски. Тогда как при государственных закупках, до заключения контракта риски несет государственный партнер, а после поставщик, предоставляющие товары, работы и услуги.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что в зависимости от масштабности и трудоёмкости поставленных целей и задач перед государством, государственные органы самостоятельно определяют в каких случаях применять те или иные инструменты осуществления и предоставления государственных услуг.

Основные постулаты ГЧП

Известно, что с недавних пор, при реализации инвестиционных проектов спонсорство и сотрудничество стали преподноситься как государственно-частное партнерство (ГЧП). При этом, основные исходные положения, постулаты, посредством которых выражается сущность механизма ГЧП законодательно закреплены в виде базовых принципов.

ГЧП - это инструмент привлечения государством ресурсов бизнеса для решения тех или иных задач стратегического или бюджетного планирования, соответствующих вышеуказанным принципам. В Казахстане ГЧП базируется на строго определенных постулатах.

Постулат №1: Принцип сбалансированности

Одним из основных таких постулатов является «принцип сбалансированности». Под данным принципом понимается взаимовыгодное распределение обязанностей, гарантий, рисков и доходов между государственным партнером и частным партнером в процессе реализации проекта ГЧП.

Реализация указанного принципа на практике предполагает справедливое их распределение между участниками проекта, при условии возложения рисков на ту сторону, которая может наилучшим образом управлять ими с минимальными затратами.

Необходимо, отметить, что частный партнер будет заинтересован в проекте в случае возможности получения стабильного дохода при минимально возможном уровне предпринимательских и правовых рисков, поскольку частный партнер привлекает заемное финансирование и несет ответственность перед кредитором.

Постулат №2: Принцип конкурности

В нашем законодательстве «принцип конкурности» представляется как определение частного партнера на конкурсной основе, за исключением случаев, установленных законодательством о ГЧП.

Принцип «прозрачности» выбора партнера из числа субъектов негосударственного управления часто встречается в сфере экономики. Именно в этой сфере партнеры органов публичной власти появляются, как правило, в результате проведения конкурсных процедур.

Постулат №3: Принцип результативности

«Принцип результативности» в законодательстве о ГЧП - это установление критериев и показателей, позволяющих оценить достижение результатов ГЧП.

Согласно зарубежному опыту надежность получения позитивного результата обеспечивается благодаря своевременному осуществлению проекта (партнер из частного сектора заинтересован закончить проект как можно раньше, чтобы минимизировать уровень издержек и начать получать прибыль), а также прописанному в контракте порядку возврата инвестиций и компенсации текущих издержек (график и размеры выплат фиксируются перед началом проекта, что защищает инвестора и общество от рисков занижения или завышения стоимости услуг).

Постулат №4: Принцип последовательности

И наконец, последовательность в построении взаимоотношений «принцип последовательности» среди государств – членов Евразийского союза только в Казахстане признали принципиально важным подходом партнеров.

Данный факт показывает, что в законодательстве о ГЧП важное внимание уделяется поэтапному построению взаимоотношений между субъектами ГЧП.

ГЧП – выгодно или нет…

В последнее время аббревиатура ГЧП стала новым веянием, о котором говорят все, но не все до конца понимают, что это такое и с чем его «едят».

В чем именно заключается это партнерство, зачем данный инструмент, механизм, форма и выгодно ли оно и для кого. Это одни из вопросов, которые возникают в первую очередь.

Согласно Закону Республики Казахстан - государственно-частное партнерство (ГЧП) – форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам, определенным настоящим Законом.

Это партнерство в котором от традиционного понимания «заказчик - поставщик» переходим к долгосрочному и полноценному партнерству при котором все задействованные стороны получают свою выгоду.

Государственный партнер получает объект (объекты), профинансированный и управляемый частным партнером. Создание новых рабочих мест, налоги и платежи в бюджет.

Частный партнер получает право создания (реконструкция), управления объекта ГЧП. Предоставляя услуги на базе этого объекта получает плату и ряд компенсационных мер.

Население получает качественные и своевременные услуги.

Сферы применения механизма ГЧП разные, но ограничиваются сферой ответственности государства, таких как сферы образования (объекты дошкольного, среднего, средне-специального образования и высшего образования), здравоохранения (поликлиники, больницы и др.), жилищно-коммунального хозяйства.

Типичным примером, который получил большой опыт во многих регионах это строительство объектов дошкольного образования. При наличии ограниченных финансовых возможностей со стороны государства, при применении механизма ГЧП возможно строительства 5-10 детских садов одновременно.

Государственный партнер разыгрывает конкурс по строительству и управлению детских садов, предоставляя земельный участок, подводя необходимую инфраструктуру. Кроме этого, дает право частному партнёру предоставлять услуги дошкольного образования с выплатой подушевого финансирования (государственный заказ).

Частный партнер финансирует, строит, передает в государственную собственность и управляет (предоставляет услуги населению), получая подушевое финансирование, оплату от родителей за питание (сумма которого регулируется в Договоре ГЧП). Также частный партнер имеет право возмещения своих инвестиций.

Население получает качественные услуги.

Из данного примера можно видеть, что механизм ГЧП дает выгоду каждой из сторон и является одним из действенных механизмов в решении не только государственных вопрос, но и вопросов населения.