Пресс-центр

Инвестиционные возможности города Нур-Султан

Глобальное распространение нового вируса является сегодня основным вызовом для мировой экономики. Финансовые рынки нестабильны и подвержены сильным колебаниям, происходит отток капитала из стран с развивающейся экономикой. Такая ситуация угрожает успешному развитию экономики стран, в том числе Казахстана.

Международный валютный фонд (МВФ) спрогнозировал спад мировой экономики на 3% в 2020 году - более сильный, чем в 2009 году[1]. По оценке МВФ ВВП Казахстана сократиться в 2020 году до -2,5%.

По предварительным прогнозам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) приток инвестиций может снизиться на 5-15%. В среднем 5000 крупнейших ТНК, на которые приходится значительная доля мировых ПИИ, считают, что их дивиденды в 2020 году в среднем сократятся на 9%. Среди наиболее пострадавших - автомобильная (-44%), авиатранспортная
(-42%) промышленность, а также энергетический и обрабатывающий сектора промышленности (-13%). Прогноз снижения прибыли развивающихся экономик составляет 16%, страны с переходной экономикой 10%, Азия 18%, развитые страны 6%[2].

Согласно прогнозу МНЭ РК, валовой внутренний продукт (ВВП) Казахстана по итогам 2020 года составит 69,7 трлн. тенге ($155,5 млрд.), что на 0,9% меньше, чем в 2019 году. Прогнозируется, что объем экспорта снизится на 32%, до $35,1 млрд., а импорта - на 22%, до $26,6 млрд[3].

Вместе с тем, по оценкам рейтинговых агентства (S&P, Moody’s) экономика Казахстана в 2020 году может сохранить положительный прирост на уровне 2,9-3,0%[4].

Спаду экономики страны будут способствовать снижение объемов добычи нефти и газового конденсата с прошлогодних 90,6 млн. до 86,0 млн. тонн, а также падение среднегодовой цены на нефть марки Brent.
В рамках сделки ОПЕК+ Казахстан согласился сократить добычу на 390 тыс. баррелей в сутки в мае-июне 2020 г.

По прогнозам Центра исследований прикладной экономики (AERC) по итогам 2020 года в Казахстане добыча нефти и газового конденсата составит 76,2 млн. тонн. Это, в свою очередь, на 16% меньше показателя за прошлый год, а также может стать минимальным уровнем с 2008 года[5].

Для поддержки населения и стабилизации экономики во многих странах приняты экстренные меры. Так, в США выделено $2,2 трлн., в Германии - $1,2 трлн., в Китае - $605 млрд., в Великобритании - $450 млрд., в России - $10,14 млрд., в Казахстане - $10 млрд., в Узбекистане - $1 млрд.

Мировые цены на нефть начали восстанавливаться, но волатильность на рынке остается высокой. 1 мая т.г. вступило в силу новое соглашение о сокращении добычи нефти ОПЕК+, в течение первых двух месяцев оно составит сразу почти 10 млн. баррелей в сутки, из которых основной объем придется на Россию и аудовскую Аравию. Несмотря на это, у многих инвесторов остаются сомнения, что сокращения будет достаточно, поскольку спрос на сырье вряд ли восстановится быстро.

В нынешней ситуации привлечение инвестиций крайне важно для любой экономики, так как может нивелировать или снизить экономические и даже социальные риски.

За последние 10 лет накоплен значительный инвестиционный потенциал страны и г. Нур-Султан, вложено инвестиций в объеме 75,1 трлн. тенге и 7,4 трлн. тенге соответственно[6].

Первый квартал 2020 года показал небольшую инвестиционную активность. Инвестиции в основной капитал Казахстана (ИОК) выросли на 5,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Инвестиции в г. Нур-Султан значительно выросли по сравнению с прошлым годом - на 53,2%, составив 122,3 млрд. тенге. Главным источником роста инвестиций являются частные инвестиции - 91,6%. Иностранные инвестиции в общем объеме инвестиций выросли в 8,5 раз и составили 49,5 млрд. тенге, их доля увеличилась с 7,3% до 40,5%[7].

г. Нур-Султан - как экономический, политический и деловой центр страны задает темп и стандарты новой жизни. Принимая решение об инвестировании, инвесторы в первую очередь ориентируются на столицу. Поэтому для города важно поддерживать высокий уровень деловой и инвестиционной активности.

В столице реализуется «Стратегия развития города до 2050 года», оказывается господдержка для реализации инвестиционных проектов, устранены административные барьеры для инвесторов. Специальные экономические зоны «Астана – новый город» (15 422 га), «Астана-Технополис» (632 га) и их индустриальные парки предоставляют особые налоговые условия и необходимую инфраструктуру для инвесторов. Городской центр развития инвестиций Astana Invest, осуществляющий привлечение инвестиций в город Нур-Султан, сопровождает инвесторов в процессе реализации инвестиционных проектов, в том числе проектов ГЧП.

Вместе с тем, режим карантина из-за пандемии внес свои коррективы, ограничив инвестиционную деятельность многих предприятий, как города, так и страны в целом. В целях минимизации негативных последствий внешних факторов Правительством Казахстана принят ряд антикризисных мер. Это налоговые стимулы, поддержка МСБ и АПК, а также меры по обеспечению занятости.

Акимат г. Нур-Султана совместно с ТОО «ГЦРИ «Astana Invest» предпринимает все необходимые меры по поддержке инвесторов столицы.
В частности, в рамках регионального координационного совета по вопросам инвестиций, прошедшего 17 апреля т.г., поддержаны ряд инвестиционных проектов, таких как строительство завода стройматериалов, гипермаркета ТОО «Magnum Cash&Carry», также ряд проектов в сфере образования. В целом данные проекты позволят создать порядка 1 тыс. рабочих мест.

Во время онлайн-конференции акима города с представителями бизнеса, госорганов, НПП РК «Атамекен», АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» предприниматели озвучили предложения по постепенному восстановлению работы предприятий. К примеру, были озвучены предложения по организации пунктов выдачи интернет-заказов непродовольственных товаров на территории автостоянок закрытых ТРЦ, с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических, выделению субъектам МСБ беспроцентных беззалоговых кредитов, предоставлению налоговых каникул для субъектов МСБ по всем видам налогов, включая все выплаты по ФОТ на 2020-2021 годы. Участники встречи отметили, что необходимо усиленно развивать онлайн-сервисы и максимально переводить госуслуги в электронный формат.

Как известно, кризис — это не только потери, но и время инвестиционных возможностей для бизнеса.

В городе за последние годы наибольший поток инвестиций направляется в такие сектора как операции с недвижимым имуществом (46,7% - доля в общем объеме ИОК в 2019 году) и транспорт и складирование (21,5%). Это связано с активным развитием жилищного строительства и ростом внутренней торговли в столице.

Однако, учитывая действующие меры господдержки инвесторов, конкурентные преимущества г. Нур-Султан и близлежащих областей, динамичный рост населения и развитие рыночных потребностей и спроса, предлагается сосредоточить внимание на развитии следующих сфер в столице.

Производственный сектор

В процессе анализа отраслей выявлены наиболее перспективные виды деятельности, которые могут функционировать в городе, а также виды продукций, которые можно производить в столице и которые могут быть ориентированы на замещение импорта.

К примеру, в ходе анализа выявлено, что 68% импортируемых обработанных товаров являются продовольственными товарами.
Хотя, в связи с последними событиями объемы импортирования продуктов снизились, но выросли цены на местные продукты. Встает вопрос об острой необходимости увеличения объема производства отечественных товаропроизводителей. Одним словом, сферы нуждаются в инвестициях более чем когда-либо.

В отрасли строительных материалов имеются возможности для замещения импорта путем производства более сложной продукции, таких как керамические облицовочные плиты, кровельные материалы, напольные покрытия, теплоизоляционные материалы, стекло и т.д. Также, город обладает большим потенциалом для налаживания производств отдельных видов товаров в деревообрабатывающей, химической и других отраслях.

423 компаний в городе имеют существенный потенциал частично заместить импорт г. Нур-Султан. Присутствует высокая потребность на продукцию, выпускаемую компаниями, включенных в перечень ключевых точек роста «Экономики простых вещей» г. Нур-Султан[8].

При этом для поддержки проектов, направленных на стимулирование обрабатывающей промышленности, производство и переработку в агропромышленном комплексе, в стране действует программа льготного финансирования «Экономика простых вещей» по доступной ставке 6%. Необходимо отметить, что Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в выступлении[9] на заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению поручил увеличить финансирование программы «Экономика простых вещей» до 1 триллиона тенге.

Сфера образования.

Исследования и опыт многих стран показывают, что инвестиции в человека, включая здравоохранение, образование, науку, являются приоритетными. Бюджетные инвестиции не позволяют сегодня реализовать эти приоритеты в достаточной мере. На сегодняшний день дефицит ученических мест в г. Нур-Султане составляет более 14 тыс. Для решения проблемы дефицита ученических мест планируется строительство новых школ посредством государственного бюджета. Вместе с тем, бюджетные инвестиции не позволяют сегодня реализовать эти приоритеты в достаточной мере.

Поэтому, в г. Нур-Султане с прошлого года начата реализация проектов по строительству частных школ с участием отечественных и иностранных инвесторов. В свою очередь, для привлечения частных инвестиций в проекты в сфере образования внедрена программа «Подушевого нормативного финансирования». Также действуют и другие преференции для потенциальных инвесторов, к примеру, натурные гранты в виде земельных участков.

Таким образом, с учетом роста населения столицы, а также проблемой трехсменных школ в г. Нур-Султан, строительство частных школ является необходимостью.

Сфера социального жилья

Опрос, проведенный в рамках разработки «Стратегии 2050» города Нур-Султан, показал проблему доступности жилья главной и самой серьезной среди других. В очереди на получение социального жилья в столице стоят 46,8 тыс. граждан[10].

Исходя из указанных статистических данных, актуальность инвестирования в реализацию социального жилья сохраняется.

Для стимулирования притока инвестиций в данный сектор, в целях реализации проектов, предполагающих строительство жилья в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020 - 2025 годы в марте текущего года вступили в силу изменения в законодательство о ГЧП[11].

Изменения позволяют значительно быстрее реализовать проект по строительству жилья при условии наличия у инвесторов в собственности или долгосрочной аренды объектов или земельных участков. Сроки планирования проектов с применением механизма ГЧП могут быть сокращены от 6,5 месяцев до 1,5 месяца. К тому же, законодательством могут быть предусмотрены возмещения определенных затрат инвестора.

Сфера досуга и отдыха

В нынешней ситуации с туризмом, появилась возможность развития местного туризма, создания мест отдыха и досуга.

Кроме того, на основании анализа, проведенного в рамках «Стратегии 2050» города Нур-Султан, качество городской инфраструктуры досуга и отдыха в центральных районах и на окраинах города существенно разнится. Дисбаланс в качестве городской среды между разными районами города отрицательно сказывается на качестве жизни людей, проживающих на окраинах и иных районах, удаленных от развитых центров города.

В связи с чем, согласно анализу, у города есть потребность в реализации проектов создании/реконструкции объектов досуга и отдыха, мест массового купания в окраинах города.

Сфера логистики и торговли

Логистика представляет собой важнейшей элемент любого бизнеса. Современные рыночные реалии экономики требуют от производителей не только качественную продукцию и сервис, но и своевременную доставку.
Без эффективного управления товарными потоками, работа как транснациональных, так и малых компаний, будет невозможна. Рассматривая логистический рынок с точки зрения современного развития, г. Нур-Султан является вторым наиболее развитым городом в Казахстане после г. Алматы.

За последние 10 лет прирост населения г. Нур-Султан составил более 50%. По прогнозным данным, численность населения г. Нур-Султан к 2030 году составит 2 млн. человек. По показателю инвестиции в основной капитал в транспорт и складирование, столица лидирует среди регионов Казахстана, в 2019 году было вложено 196,3 млрд. тенге, доля отрасли в общем объеме инвестиций составила 21,5%. Доля оптовой и розничной торговли в ВРП города составляет 19,7%[12].

На сегодняшний день логистическая система г. Нур-Султана находится на стадии формирования. В столице функционирует 11 транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Загруженность ТЛЦ в среднем составляет около 90%.

Ситуацию на рынке аренды складской недвижимости нельзя назвать благоприятной по причине отсутствия соответствующих общепризнанных стандартов качества. Существующая инфраструктура, несовершенная логистика и не налаженное взаимодействие участников товародвижения приводят к значительному росту цен на продовольственные товары.

По данным Министерства сельского хозяйства РК, дефицит овощехранилищ по стране составляет порядка 70%, а в некоторых регионах достигает 90%. Это приводит к большим потерям продукции и невозможности её хранения в течение длительного периода. К примеру, потери овощей и фруктов составляют порядка 19%, мяса и молочной продукции - 5%.

В целях эффективного логистического управления региональными потоковыми процессами требуются не только развитые транспортные коммуникации и современные склады. Необходимы центры и системы автоматизированной обработки информационных логистических потоков, развитые структуры управления финансовыми потоками. Нужна сеть региональных предприятий провайдеров логистических услуг в разных видах логистического сервиса.

В ряде стран с развитой инфраструктурой торговли данный вопрос решен с помощью организации оптово-распределительных центров.

Причинами широкого распространения ОРЦ в мире считаются отказ от продуктов с высокой степенью переработки с длительным сроком хранения в пользу температурночувствительных скоропортящихся продуктов, а также переориентация современных потребителей на местные пищевые продукты. Основными причинами появления ОРЦ в Казахстане являются снижение зависимости от импорта продовольствия, недостаток мощностей для качественного хранения продуктов сельхозпроизводства, дефицит мощностей первичной обработки, отсутствие стабильности цен на продукцию, отсутствие эффективного межрегионального перераспределения продукции. Наличие распределительного центра позволяет сократить складские площади в розничных точках до 30% от торговой площади, исключить непродуктивных посредников, из-за которых цена на продукцию увеличивается[13].

Таким образом, с учетом тенденций роста грузооборота, населения и товарооборота, а также в связи с загруженностью действующих ТЛЦ, спрос на логистические услуги будет возрастать. Также, отсутствие на рынке свободных качественных складских помещений приведет к спросу на складские помещения класса «А» и «В», которые отвечают международным стандартам хранения грузов. Современные логистические центры могут обеспечить соответствующий уровень логистики и бесперебойный грузопоток, а также позволят значительно расширить предложение на рынке услуг.

Всемирная Торговая Организация (ВТО) ожидает сжатия мировой торговли на 13-32% в 2020 году. Как отметил генеральный директор ВТО Роберто Азеведо «Эти цифры ужасны – от них никуда не деться». «Но быстрое и интенсивное восстановление вполне возможно. Решения, принятые сейчас, определят будущие темпы восстановления и перспективы глобального роста». Сильный отскок будет возможен только в том случае, если предприятия и потребители воспримут эту пандемию как временный, одноразовый шок. «В этом случае расходы на инвестиционные товары и товары длительного пользования могут возобновиться на уровне, близком к предыдущим, как только кризис утихнет», – считают представители ВТО.

Несмотря на сложившуюся ситуацию в мире, крупные города не перестанут играть ключевую роль в мире и адаптируются к изменениям.
В столице сконцентрированы конкурентные преимущества, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для развития бизнеса. Все вышеуказанные перспективные сектора и направления открывают большие возможности для развития инвестиционной деятельности в г. Нур-Султане.

 


[1] https://www.imf.org/

[2] https://news.un.org/

[3] Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2020 – 2024 годы

[4] https://lsm.kz/

[5] Ежеквартальный макроэкономический обзор Казахстана Applied Economics Research Centre (AERC)

[6] Комитет по статистике МНЭ РК

[7] Комитет по статистике МНЭ РК

[8] Развитие экономики простых вещей г. Нур-Султан, Center for Strategic Initiatives.

[9] https://www.akorda.kz/

[10] Стратегия развития города Нур-Султан до 2050 года, утвержденная решением Маслихата города Нур-Султан от 15 ноября 2019 года №450/57-VI

[11] http://adilet.zan.kz/

[12] Комитет по статистике МНЭ РК

[13] Анализ состояния развития логистических распределительных систем товаров в крупных городах и регионах Казахстана. Бюллетень науки и практики, Т.5. №7. 2019.